Ускорение работы при типовом проектировании
Инструмент ПК ЛИРА САПР «Книга отчётов», позволяет создавать пояснительную записку (том расчётов), прилагаемую к проектной документации, и содержащую информацию о выполненных прочностных расчётах здания или сооружения.
Том расчётов должен иметь определённую структуру, пример которой показан в видеоуроке
При составлении тома расчётов в первый раз, все его элементы необходимо создавать вручную, однако при разработке нескольких однотипных проектов, встаёт вопрос о сокращении трудозатрат за счёт оптимизации работы. Этот результат может быть достигнут двумя способами:
- Использование заранее заготовленных документов, форматов .doc, .xls, .txt;
- Копирование элементов из одной книги отчётов в другую с сохранением структуры будущего тома расчётов;
В рамках данной статьи изучим эти подходы к оптимизации работы по составлению отчёта, а также рассмотрим, какие ошибки могут при этом возникнуть, и как их избежать.
Подключение к книге отчётов заготовленного документа
Предположим, у нас есть заранее составленный документ в формате .docx (word), в котором содержится какая-то информация о разрабатываемом проекте, к примеру общие сведения:
Чтобы подключить этот документ к книге отчётов ЛИРА САПР, выполним следующие действия:
- Откроем расчётную схему, для которой планируем составить том расчётов. В окне ЛИРА САПР, при этом, должна быть активна Книга отчётов;
- Откроем список команд, как показано на рисунке, и добавим текст;
- В открывшемся диалоговом окне, нажимаем «Привязать»;
- Откроется окно проводника, где нужно будет выбрать формат присоединяемого файла и указать директорию, где он находится;
В результате, откроется точно такой же документ, который был рассмотрен ранее, в программе word, однако это не тот же самый документ, о чём свидетельствует его название, показанное на рисунке:
Как видно, документ носит название не «01 Общие сведения», как у исходного файла, а «txt01» - это говорит от том, что перед нами его копия, которая хранится в директории «Work», рабочих файлов программа, в данном случае: C:\Users\Public\Documents\LIRA SAPR\LIRA SAPR 2022\Work\Проект_1.docx. Корректировки, внесённые в этот документ, никак не отразятся на исходном файле.
В дальнейшем, при попытке открыть для редактирования созданный ранее текстовый документ, в книге отчётов, программа будет открывать документ «txt01».
Вёрстка тома расчётов с присоединёнными документами
Попробуем сверстать том расчётов, когда в книге отчётов есть присоединённые документы.
Вёрстка произойдёт в соответствии с шаблоном, который был выбран по умолчанию в свойствах книги отчётов, подробнее о шаблоне вёрстки рассказано в видео
В данном случае, выбран стандартный шаблон вёрстки, в результате чего, текст в свёрстанном документе будет набран шрифтом ISOCPEUR, высотой текста 12, что отличается от исходного варианта.
Как можно заметить, текст в итоговом документе отображается на сером фоне. Следует понимать, что на печати это не отразится, т.е. фон будет белым, однако наличие этого фона говорит о том, что текст в свёрстанном документе ссылается на какой-то внешний файл, а именно на тот самый документ «txt01», в директории Work. Чтобы в этом убедиться, щёлкнем правой кнопкой мыши по тексту и в списке выберем команду «Коды/значения полей». Эту операцию, также можно выполнить сочетанием клавиш Shift+F9
В результате, вместо исходного текста будет указан адрес директории, где находится исходный документ. Чтобы вернуть исходный текст, повторите действия по отображению кодов/значений полей, или нажмите кнопку «F9».
Привязка заранее заготовленного документа позволяет не тратить время на набор текста вручную, особенно когда нужно выполнить несколько однотипных проектов, однако в ПК ЛИРА САПР есть возможность ещё больше ускорить выполнение этой работы, которую мы рассмотрим далее.
Копирование элементов из одной книги отчётов в другую
При выполнении однотипных проектов, как правило, создаётся несколько директорий (по одной на каждый проект), между которыми выполняется копирование файлов исходного проекта, с последующим внесением небольших корректировок. По такому же принципу поступим и в случае с расчётными моделями. Исходный проект находится по адресу Проекты\Проект_1, для второго проекта создаём директорию Проекты\Проект_2, в которую перенесём расчётную модель, но без заготовленных документов для книги отчётов, т.к. мы будем применять приём с копированием элементов из одной книги отчётов в другую.
Для переноса элементов, действуем по следующему алгоритму:
- В книге отчётов исходного проекта щёлкаем правой кнопкой мыши по текстовому файлу и нажимаем «Копировать»;
- В целевой книге отчётов (второй проект), щёлкаем правой кнопкой мыши в любом месте и нажимаем «Вставить в конец»;
Откроем только что вставленный документ в книге отчётов проекта 2:
По рисунку видно, что новый документ ни чем не отличается от предыдущего: то же название «txt01», как можно убедиться в том, что этот документ не ссылается на предыдущий и его можно корректировать не опасаясь затронуть исходный проект? Для этого можно выполнить команду «Сохранить как», в результате чего появится окно проводника, где будет показано местоположение открытого файла, в данном случае: C:\Users\Public\Documents\LIRA SAPR\LIRA SAPR 2022\Work\Проект_2.docx, т.е. этот файл не связан с предыдущим, т.к. при копировании элементов из одной книги отчётов в другую, программа ЛИРА САПР создаёт в каталоге Work отдельную директорию, в которой размещает все файлы книги отчётов для новой расчётной модели.
Зная эти приёмы работы с книгой отчётов, Вы можете значительно ускорить работу по подготовке документации при разработке нескольких типовых проектов.